8август 2019
Мотивы Диверсификация

«Прочитать закон ножками»

Директор Института повышения квалификации Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Татьяна Васильевна Докучаева считает дополнительное образование «зоной рискованного образования». Не просто обучать зрелых специалистов, которые «читают закон не глазками», а «читают закон ножками». Руководитель структурного подразделения ведущего юридического вуза страны рассказала о своей профессии, специфике студентов-слушателей, «Ильиноведении» и о том, как общение со слушателями помогает взглянуть на многие вещи с другой стороны.

Татьяна Васильевна ДОКУЧАЕВА

Доцент, к. ю. н.,
директор Института повышения квалификации Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА);
научно-педагогический стаж — 25 лет.

Официальная версия была «поехала поступать в институт культуры», хотела быть актрисой

Лучшая подруга собиралась поступать в юридический институт. А я хотела стать актрисой. Она поехала в Оренбург поступать, а я в Куйбышев, нынешнюю Самару, в институт культуры. Но в последний момент изменила решение и сдала документы на юрфак университета. Однако пристрастие к лицедейству не пропало. И когда у меня что-то получается в публичных выступлениях, — это срабатывает моя наклонность актерствовать: ты должен выйти на публику и не только содержательно что-то сказать, но и подача материала имеет большое значение. Всегда поражала подготовка к публичным выступлениям величайшего И. А. Ильина. По воспоминаниям близких, он расписывал текст лекции, как музыкальное произведение.

Вообще труды Ильина настолько значимы для глубинного понимания юриспруденции, поскольку они позволяют преодолеть «фрагментарное мышление», бич сегодняшнего времени. В юридических вузах надо ввести дисциплину «Ильиноведение», «состав чтений» (арх. Иннокентий Просвирнин) и уровень нравственности стоят в прямой зависимости друг от друга. Так вот, провалилась я на третьем экзамене, несмотря на то, что сдала хорошо два первых. Работала воспитателем в детском саду. И уже через год поступила в Оренбургский филиал ВЮЗИ. Отучилась там пять лет. Замечательные были педагоги, большинство из Москвы к нам приезжали. И все, что заложено было в студенческие годы, было заложено фундаментально. Низкий поклон моим родителям (Василию Васильевичу и Елене Михайловне Докучаевым), которые позволили мне в меньшей степени трудиться, а в большей степени учиться. Это позволило вечерами и в выходные работать в областной библиотеке. Основательная подготовка была базой для переформатирования, что помогло пережить переходный период в стране.

Промыслительно стала преподавателем гражданского процесса. Профессия меня выбрала

Большую роль в том, что стала преподавателем, сыграли три человека. Михаил Иванович Полшков, с необыкновенной харизмой человек. Он вел у нас уголовный процесс и на телевидении правовую рубрику «Закон и общество». Он был необыкновенный рассказчик, мы влюблялись в этот предмет. Еще преподаватель по теории государства и права Нелли Васильевна Афоничкина. Когда она влетала в аудиторию и с такой энергетикой погружала нас в проблемы механизма правового регулирования, всегда думалось: «Хочу быть такой же, как она!»

И конечно же, Валентин Сергеевич Черняев, он всегда говорил: «Я общаюсь с молодыми, значит, я всегда молодой». После окончания института ушла на вольные хлеба — на практику, но все равно через пять лет вернулась в родной вуз уже преподавать на кафедру гражданского процесса к замечательной Марии Сумбатовне Шакарян, которая опекала каждого приходящего к ней, решая, кроме того, многие личные проблемы. Посчастливилось работать вместе с Р. Э. Гукасян, И. М. Пятилетовым, А. К. Сергун.

Не надоела мне эта специальность до сих пор

Около двадцати лет преподаю. Бывает, заходишь в аудиторию больная, с плохим настроением. Но, если видишь хотя бы пару заинтересованных глаз, — все, вылечиваешься моментально, ты включаешься в этот процесс передачи знаний, своего опыта. Очень важно, чтобы преподаватель занимался юридической практикой, умел «читать закон ножками», без этого невозможно дать современным студентам понимание всех юридических вопросов. Много дает практика. И важно уходить из теории в практику и возвращаться опять в теорию. И это огромная радость, когда все это есть.

Наши учебники

Мы учились по великолепным учебникам: гражданское право — под редакцией профессора В. А. Рясенцева, гражданский процесс — под редакцией профессора М. С. Шакарян, теорию права — по двухтомнику С. С. Алексеева.

Дополнительное профессиональное образование — зона «рискованного образования»

Есть понятие «зона рискованного земледелия», а у нас — зона рискованного образования. Кто пойдет на дополнительное профессиональное образование? Здесь играет роль буквально все. Дополнительное профессиональное образование начинается с места расположения вуза, аудиторного фонда. Это не мелочи. И конечно, программы, их содержание, лекторский состав участников играют огромную роль. В институте я преподавала как лектор с 2004 года, поэтому не понаслышке знаю, какие проблемы и задачи решались на уровне этого структурного подразделения с момента его основания. А с 2016 года уже наш ректор В. В. Блажеев предложил мне должность директора Института повышения квалификации. Только в последнее время стало вырисовываться внятное понимание тенденции развития института в целом, в каком направлении нужно двигаться дальше. Основной задачей института является повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в области юриспруденции. Цель реализации этих программ — в актуализации профессиональных знаний, совершенствовании деловых качеств специалистов, их подготовке к выполнению трудовых функций в новых условиях.

Программы профессионального образования Института повышения квалификации реализуются по трем основным направлениям: профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение проблемных семинаров.

Если говорить о программах профессиональной переподготовки, это, к примеру, программа «Директор юридического департамента», «Корпоративный юрист», «Правовая защита международного бизнеса», «Юрист в сфере строительства и ЖКХ», «Юрист договорного права». Многие программы реализуются не один год, сделано несколько выпусков. В целом данные курсы являются наиболее затратными по времени, но в этом направлении существует широкая перспектива для развития.

Второе направление деятельности института — это программы повышения квалификации. Они могут длиться от 16 до 250 часов и представлены разнообразно. Палитра услуг включает в себя также и новые программы, отвечающие веянию времени, например «Право цифровых технологий: блокчейн и смарт-контракты», «LegalTech: директор». Другое важное и перспективное направление — это подготовка программ с учетом анализа изменений прежде всего в цивилистическом законодательстве. Ни для кого не секрет, что законодательство и практика его применения в юриспруденции вызывают больше всего вопросов и проблем, а также требуют углубленного анализа сложившейся правоприменительной практики. Плотно работаем по 12 национальным проектам, по ним также будем развивать свои программы. В июне стартовала первая программа «Юрист в сфере здравоохранения: медицинский юрист». Это большая программа профессиональной переподготовки. Мы понимаем, что первая программа — это только обкатка. Будем собирать отзывы, модернизировать, изменять. Но пилотный проект уже выстрелил, и в медицинских организациях заинтересовались им. Или национальный проект «Жилье и социальные вопросы». У нас есть очень хорошая программа «Юрист по сопровождению строительства». Она была рассчитана на 120 часов. Мы ее дали уже пять раз. Осенью мы эту программу запустим в более широком варианте «Юрист по сопровождению строительства и жилищно-коммунальной сферы». И блоки вопросов там будут актуальные: банкротство строительных организаций, защита бюджета субъектов РФ и защита прав дольщиков. Все на слуху, и все очень жизненно.

Институт повышения квалификации Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Год создания — 2004-й.
Институт основан на базе Центра дополнительного профессионального образования. В нем можно пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию.

У нас есть обратная связь со слушателями

Со многими есть обратная связь. У нас есть анонимное анкетирование, и слушатели могут написать в анкетах все, что думают, и по содержанию программы, и по структуре программы, и по лекторскому составу, и даже по аудиторному фонду. Все это пишут. Мы это все воспринимаем. Есть положительные отзывы, есть отрицательные. Неравнодушных практически нет. Многие пишут или говорят: «Знаете, на этот вопрос мы смотрели совершенно по-другому, а профессор по уголовному праву нам открыла совершенно другое понимание». Очень радует работа наших выпускников по большим программам, когда они пишут даже монографии. Эта серия монографий есть у нас на сайте (www.msal-idop.ru). В частности, теперь уже известный А. Ю. Быков, автор нескольких монографий по истории и теории цифровой экономики, в 2016—2017 гг. проходил у нас обучение.

У нас родилась программа для неюристов

Программа родилась неслучайно. В последнее время все более популярными на центральном телевидении становятся шоу-программы, посвященные ведению дел в суде, которые создают у зрителей иллюзию того, что любой человек может защищать свои права после просмотра таких телепередач. По этой причине специально для правового ликбеза мы создали программы «Подготовка юристов: от азов к мастерству», «Профессиональная подготовка юристов: базисный уровень». Они предназначены для слушателей, которые не имеют классического юридического образования. Обучение на курсах длится более 300–400 часов и включает в себя основы теории права, общую юридическую терминологию, основные положения по тем отраслям права, которые обязательно пригодятся в жизни каждого: административное, гражданское, трудовое, семейное, налоговое, уголовное и уголовно-процессуальное право, гражданский процесс, право социального обеспечения и пр. Мы даем базисные положения по жизненно важным правовым вопросам, учитывая отсутствие юридической подготовки у наших слушателей. Программа стартует уже третий раз. И самая главная радость для нас, когда нам пишут-звонят и делятся известиями о том, как полученные знания помогли в разрешении юридического конфликта. Вот это критерий эффективности обучения: когда неюрист пришел, прослушал и понял, пошел и «прочитал закон ножками».

Институт — это структурное подразделение МГЮА, флагмана юридического образования

Он и не переставал быть первым среди равных. Пока наш родной вуз будет главным и определяющим на ниве юриспруденции, это поможет преодолеть всякие нюансы реализации программ дополнительного образования. У нас есть самые востребуемые программы: «Юрист по сопровождению строительства», «Международно-правовая защита бизнеса», «Директор юридического департамента», «Корпоративный юрист», «Налоговое право». И только участие в них моих коллег позволяет соответствовать запросам современной аудитории. Слушателей же мы ждем всегда с радостью! Надеемся, что в наше трудное время у них останется возможность совершенствовать свою профессиональную подготовку. Желаем процветания нашей стране! Это не красивые слова. Мы не можем существовать отдельно от страны. Если будет все экономически правильно выстроено, политически грамотно сверстано, основано на исторически соответствующем России мировоззрении, то и наше направление будет развиваться. Без этого невозможно.